Опубликован новый стандарт ISO 45001:2018 (ГОСТ Р ИСО 45001-2020)
, Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования с руководством по применению.
Cтандарт разработан для применения высшим руководством и направлен на обеспечение безопасности на рабочих местах для сотрудников и посетителей. В процессе достижения данных целей важно контролировать все факторы, которые могут спровоцировать заболевание, появление травм и в экстремальных случаях смерть. Посредством смягчения негативного воздействия на физическое, психическое и когнитивное состояние человека ISO 45001 охватывает все данные аспекты.
Несмотря на то, что ISO 45001 основан на OHSAS 18001, прежнем эталонном показателе охраны здоровья и безопасности труда, ISO 45001 — новый стандарт, а не пересмотренный или обновленный, и он будет постепенно дополняться в течение следующих трех лет.
Основные изменения заключаются в том, что ISO 45001 концентрируется на взаимодействии между организациями и бизнес — средой, а OHSAS 18001 фокусируется на предотвращении возможных угроз для здоровья и других внутренних проблемах.
Но различия существуют и в других аспектах:
- ISO 45001 основан на процессах – OHSAS 18001 основан на процедурах;
- ISO 45001 динамичен во всех аспектах – OHSAS 18001 не динамичен;
- ISO 45001 рассматривает как риски, так и возможности – OHSAS 18001 рассматривает исключительно риски;
- ISO 45001 включает мнения заинтересованных сторон – OHSAS 18001 не включает.
При переходе с OHSAS 18001 необходимо предпринять несколько шагов:
- Провести анализ заинтересованных сторон (т.е. лиц или организаций, которые могут повлиять на деятельность Вашей организации), а также внутренних и внешних факторов, которые могут отразиться на деятельности организации, и определить, как эти риски могут контролироваться посредством существующей системы управления.
- Определить область деятельности системы, при рассмотрении вопроса о том, каких показателей система менеджмента должна достичь.
- Использовать данную информацию для определения процессов, анализа рисков/ оценки и, что наиболее важно, формирования ключевых показателей (KPI).