Корпоративная интегрированная система менеджмента, как фактор стратегического развития компании
В последние годы произошли изменения в ориентации и практике управления организациями. Создано и создается много холдингов, когда управленческие функции сосредоточены в головном офисе, а производственные в одном или нескольких заводах, порой удаленных от управляющей компании.
Такая ситуация диктует необходимость создания разных, хотя и взаимосвязанных, систем для управления корпорацией. В сущности, приходится разрабатывать два уровня управления. Эффективность управления как корпорацией в целом, так и производственными структурными единицами, зависит от синтеза многих функциональных элементов и ресурсов. Именно взаимодействие всех частей приводит к благополучию корпоративной организации. Благополучие – это высокая конкурентоспособность. Конкурентное преимущество фирмы – это тот, фундамент, на котором строится ее деятельность.
Это:
- чем обладает фирма;
- что создает стоимость для ее клиентов;
- в чем фирма уникальна;
- что конкурентам трудно скопировать.
Грамотно построенная и эффективно функционирующая корпоративная интегрированная система менеджмента (КИСМ) – это путь к благополучию.
В известной мере любая организация, решая свои самые главные потребности, использует системный подход. Если система строится как целостная и открытая, как взаимодействующая со своим окружением схема, то она может удовлетворить самые сложные организационные запросы.
При построении системы мы использовали следующие принципы:
- Это простота системы, но не упрощенность, т.е. люди должны ее понимать, правильно толковать и использовать. Мы реально достигли этого. Эксперты SGS при сертификации отметили великолепное знание и понимание системы и руководителями и исполнителями.
- Это достижение реальных результатов при осуществлении процессов. Этому способствовали продуманные критерии и методы измерения результативности процессов, входящих в систему.
- Это удобство перевода приемов работы в простые процедурные документы. Реализация этого принципа стала настоящей проблемой для действующих систем. Написание и выпуск большого количества подробных, многословных процедур (стандартов) до 100 и выше снижают гибкость компании в принятии решений. Организации при этом становятся заложниками созданных ими же документов, шаг влево, шаг вправо просто невозможен. Наши документы оптимизируют лишь взаимодействие внутри офиса и связаны с производственной площадкой. Они наглядны, понятны и необъемны.
- Хорошо продуманная и выстроенная концепция построения системы менеджмента. Управление качеством продукции, как каркас (или платформа). А подсистема экологического менеджмента и подсистема менеджмента профессиональной безопасности, встроены в единую структуру.
Подсистемы являются управленческими функциями, структурированными для поддержки ключевого бизнеса. Каждая подсистема имеет как общие с другими подсистемами элементы управления, так и уникальные, свойственные только ей.
Корпоративный менеджмент, как известно, четко расслаивается на три широких уровня: стратегический, директивный и операционный. Эти уровни прослеживаются и у нашей КИСМ.
В рамках стратегического менеджмента приняты единая Политика, конкретные цели и задачи, охватывающие все составляющие бизнеса.
Директивное управление предназначено для построения и внедрения элементов подсистем. Оно реализовано разработкой документов КИСМ и управление ими: сетью процессов и документированными Процедурами, подготовкой сотрудников, проведением внутренних аудитов.
Операционный менеджмент сосредоточен на управлении повседневной деятельностью. При этом используется технологическая и исполнительская документация, навыки и компетентность персонала, знающего и умеющего выполнять операции.
Возвращаясь к подсистемам, хочется еще раз отметить, что каждая из них представляет собой вспомогательное средство, и они структурированы у нас как обеспечивающие макропроцессы. У них есть руководители, требования международных стандартов реализованы в конкретных процедурах. Поддерживая определенную сферу деятельности, они являются необходимым условием нормального ведения ключевого бизнеса.
ПРЕИМУЩЕСТВА КИСМ:
- единообразие подхода к построению системы, а значит и процедур, поддерживающих деятельность на всех уровнях;
- эффективное распределение и использование ресурсов;
- распространение систем на все уровни компании и как результат улучшение всех сфер деятельности;
- оптимизация взаимодействия между офисом и производством;
- разработка четкого механизма коммуникаций распределения ответственности и обратной связи;
- достижение оптимального синергетического эффекта за счет управления системой как единой, целостной, хотя есть разделение на подсистемы.
ВЫВОД
Руководству и работникам нужны системы производительные, эффективные и ясные, простые для понимания и применения, обеспечивающие максимальный синергетический эффект.
Небалуева Л.А.